English version
Автоинформатор
+7-(495) 684-25-97, (495) 684-25-98
  • Адрес: Москва, Протопоповский пер., д.9
  • Время работы: 08.00-19.00 кроме 1 - 8 января
  • последняя пятница - санитарный день
  • E-Mail: info@rgbs.ru
Все контакты и схема проезда
Интернет-радио

24 мая в России отмечают День славянской письменности и культуры.

памятник слав письменности 630.jpg24 мая в России отмечают День славянской письменности и культуры. Истоки этого праздника неразрывно связаны с именами святых равноапостольных Кирилла и Мефодия 

В День памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (24 мая) в славянских странах празднуют День славянской письменности и культуры. Братья – проповедники христианства и первые переводчики богослужебных книг с греческого на славянский язык, которых почитают как славянских просветителей и создателей славянской азбуки. Жили они в IX веке. Существуют различные источники, проливающие свет на жизнь святых, но основными всё же принято считать жития Кирилла и Мефодия, близкие по времени написания ко времени их жизни. Братья родились в богатой семье, их отец имел сан друнгария в подчинении y стратига. Мефодий (это его монашеское имя) был старшим, а Кирилл (в миру Константин) седьмым, самым младшим ребенком в семье. Проживала семья в городе Солунь – это Салоники, территория Греции, а тогда она была частью Византийской империи. Оба брата получили хорошее образование. Мефодий женился, сделал военно-административную карьеру и много лет правил славянским княжеством на подчиненной императору территории. Но случилось так, что затем он удалился в монастырь на Олимп (в один из главных центров византийского монашества в Малой Азии). Кирилл имел большую жажду знаний и способность к языкам. Он получил образование у крупнейших представителей византийской науки - Льва Математика и Фотия и довольно рано вошел в интеллектуальную среду Константинополя. Но светская карьера Кирилла не интересовала. Через некоторое время братья встретились и вместе выполняли возложенные на них миссии, пока жизненный путь Кирилла не оборвался. Мефодий еще долго продолжал общее дело, которое затем продолжили их ученики. С Крещением Руси пришли кириллица и другие тексты, созданные учителями, а также их учениками в Болгарии. Ни одна славянская средневековая литература не сохранила творения Кирилла и Мефодия и их последователей в таком объеме, как русская. 

ПАМЯТНИКИ КИРИЛЛУ И МЕФОДИЮ В РОССИИ 

Во многих городах по всему миру можно встретить памятники Кириллу и Мефодию. В России они есть в Черкесске (2003, автор – В. А. Брянцев), Дмитрове (2004, скульптор – А. Рукавишников, архитектор – Р. В. Нарский), Белгороде (1995, (скульпторы – В. М. Клыков, А. Шишков), поселке Кшенский Курской области (1995, скульптор – В. М. Клыков), Владивостоке (2006 или 2008, скульптор – Э. Барсегов), Ханты-Мансийске (2006, скульптор – К. Сапричан), Саратове (Поклонный Крест, 2006, архитектор – В. Вирич, скульптор – В. Клыков; Памятник, 2009, скульптор – А. Рожников), Коломне (2007, скульптор – А. А. Рожников, архитектор – М.В. Тихомиров), Севастополе (2008, скульптор – А. Демченко), Твери (2014, архитектор – И. Соловьев, скульптор – М. Соломатин) и других городах. 

Первое скульптурное (рельефное) изображение славянских просветителей появилось в XIX веке, в царской России. 

В Великом Новгороде 8 сентября (21 сентября по новому стилю) 1862 года в присутствии Александра II был торжественно открыт памятник «Тысячелетие России». Автор этого проекта - художник Михаил Осипович Микешин. По основной композиции памятник воспроизводит «шапку Мономаха» - эмблему самодержавной власти Российской империи. Он состоит из шара-державы на колоколообразном постаменте. Таким образом, авторам удалось объединить два важных символа российской и новгородской истории – атрибут власти царя-самодержца и вечевой колокол. Фигуры памятника композиционно делятся на три уровня. Первый верхний ярус состоит из двух фигур: ангел с крестом в руке символизирует православие, а коленопреклоненная женщина – олицетворение России. Фигуры среднего яруса составляют шесть скульптурных групп, каждая из которых ориентирована в определенном направлении и символизирует один из важнейших периодов истории государства Российского. На нижнем ярусе расположен горельеф, на котором помещены 109 фигур. Персоны разделены на четыре отдела: «Просветители», «Государственные люди», «Военные люди», «Писатели художники». Отдел «Просветители» включает 31 фигуру и открывается фигурами Кирилла и Мефодия. 

Открытие монумента, который по замыслу автора должен был «благовестить потомкам о героическом прошлом России», закончилось военным парадом. Вечером в городе происходили «народные гуляния». 

Первый монумент святым равноапостольным Кириллу и Мефодию появился в XX веке, в России. Его торжественное открытие состоялось 22 мая 1990 года в городе Мурманске. 

Этот памятник – авторская копия памятника в Софии, созданного болгарским скульптором Владимиром Гиновски. Автор создал одухотворенные образы. Лицо Кирилла выражает задумчивость. В руке он держит перо, как бы готовясь что-то начертать. Мефодий, кажется, полон сил и энергии. К его груди прижато Священное Писание. Братья облачены в монашеские одеяния, они вместе поддерживают свиток, на котором выведены первые буквы славянского алфавита: аз и буки. Бронзовые фигуры находятся на невысоком бетонном постаменте, помещенном на мощное основание из двенадцати гранитных плит. Пространство перед памятником замощено фрагментами пиленого камня. В комплекс входит и обрамление сквера, выполненное из блоков серого гранита. 

В Мурманске памятник установили благодаря писателям Заполярья. Их инициатива способствовала тому, что 24 мая 1986 года в городе прошел «Праздник письменности». Затем это начинание подхватили Вологда, Великий Новгород и другие города. Идея подарить памятник городу возникла, когда в 1988 году один из инициаторов возрождения Дня славянской письменности и культуры, писатель Виталий Семёнович Маслов, посетил Болгарию. Когда памятник был готов, 3 марта 1990 года (в День независимости Болгарии) Святейший Патриарх Болгарский Максим в присутствии советских и болгарских официальных лиц освятил его. Монумент погрузили на трейлер, который, преодолев почти пять тысяч километров через Варну, Одессу, Киев, Минск, Новгород и Петрозаводск, доставил груз в Заполярье до места назначения. В документе, который был приложен к памятнику, было написано: «Государственно-общественная организация "13 веков Болгарии" от имени всего болгарского народа дарит копию памятника святым Мефодию и Кириллу городу Мурманску, где в 1986 году впервые в Советском Союзе был отмечен День славянской письменности». 

30 января 1991 года постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР день 24 мая был объявлен «Днём славянской письменности и культуры», тем самым празднику придали государственный статус. Вплоть до 2009 определялись российские города, своеобразные праздничные столицы. Ими были Смоленск (1991), Москва (1992,1993), Владимир (1994), Белгород (1995), Кострома (1996), Орел (1997), Ярославль (1998), Псков (1999), Рязань (2000), Калуга (2001), Новосибирск (2002), Воронеж (2003), Самара (2004), Ростов-на-Дону (2005), Ханты-Мансийск (2006), Коломна (2007), Тверь (2008), Саратов (2009). Затем участниками выездного заседания оргкомитета праздника было принято решение о том, что с 2010 года Дни славянской письменности и культуры будут проходить в Москве. 

Монумент Кириллу и Мефодию, наделавший много шума, установлен в Москве в Ильинском сквере с обращением фасадом к Славянской площади, получившей название Славянской (до 1990 г. площадь В. Ногина). 

Торжественное открытие памятника состоялось 24 мая 1992 года. Проект выполнили известный скульптор Вячеслав Михайлович Клыков и архитектор Юрий Пантелеймонович Григорьев. Кирилл и Мефодий изображены в полный рост. Главным атрибутом одного из первоучителей славян является раскрытая книга; другой держит в правой руке большой крест, который главенствует в композиции, в левой руке – свиток со славянскими буквами. Фигуры помещены на высокий постамент. У его подножия в небольшой нише за стеклом находилась неугасимая лампада, позднее перенесенная в храм. Такие лампады устанавливаются перед особо чтимыми святынями. В них поддерживается непрерывное горение. Ниже ниши с лампадой на постаменте высечен текст на старославянском языке, который гласит: «Святым равноапостольным первоучителям славянским Мефодию и Кириллу. Благодарная Россия». Но в словах этого величественного монумента были допущены ошибки. Их обнаружили и это обстоятельство наделало немало шума. Но есть мнения, что это было сделано нарочно, для проверки внимательности. В дни празднования славянской письменности и культуры памятник становится центром торжеств и центром притяжения для многих.  

Памятник святым равноапостольным Кириллу и Мефодию, выполненный Вячеславом Клыковым, не повторяющий композицию московского монумента, был установлен в Самаре – в 2004 году. 

Самый большой в России памятник Кириллу и Мефодию установлен 19 мая 2004 года в городе Самара у входа в храм святых равноапостольных первоучителей. 

Торжественное открытие и освящение памятника состоялось 23 мая 2004 года, в дни славянской письменности и культуры. По словам самого автора, Вячеслава Михайловича Клыкова, композиция монумента не повторяет ни один из существующих в мире памятников Кириллу и Мефодию. Две бронзовые фигуры святых высотой 3,5 метра расположены по бокам почти шестиметрового креста. У подножия креста - раскрытая книга со словами из Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Установлена скульптурная композиция на постаменте, который вытесан из цельного куска гранита, добытого под Санкт-Петербургом. Весит гранитная глыба более 32 тонн и привезена в Самару из северной столицы на специальном трейлере.