Андрей ВОЗНЕСЕНСКИЙ


АНДРЕЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ
(1933-2010)
К 80-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ

Рекомендательный список
воспроизведенных изданий

Москва
2013

Андрей Вознесенский – один из кумиров 1960-х, поэтический голос эпохи. Поэт, публицист, прозаик, драматург, архитектор, художник.
«Его вхождение в поэзию было фантастически ярким и быстрым. Ни ученичества, ни подражания» (З. Богуславская). В 14 лет он отправил свои стихи по почте любимому поэту Б. Пастернаку. Тот ответил ему и пригласил в гости. С тех пор их встречи и беседы о поэзии были регулярными. А однажды он унес домой подаренную ему автором рукопись «Доктора Живаго»... На Пастернаковских чтениях Андрей Вознесенский познакомился с кумирами столетия: С. Рихтером, Г. Нейгаузом, И. Андронниковым, Д. Журавлевым, Б. Ливановым, Вс. Ивановым, А. Ахматовой, К. Фединым, Н. Хикметом, Р. Симоновым, А. Вертинским.
«Иногда он просил меня читать собравшимся стихи. Ныряя как в холодную воду, дурным голосом я читал, читал…: «На звон трамваев, одурев, облокотились облака». Это были мои первые чтения на людях». («Мне четырнадцать лет», А. Вознесенский).
Дружба с Б. Л. Пастернаком оказала очень сильное влияние на судьбу поэта и продолжалась до последних дней Б. Пастернака. После смерти Бориса Леонидовича в ящике его рабочего стола обнаружили тетрадь, на обложке которой было написано «Андрюшины стихи», а на полях остались пометки, которые он делал.
А. Вознесенский писал: «Если б меня спросили: «Кто воспитал ваше детство помимо дома?» – я бы ответил: «Двор и Пастернак…. Почему он откликнулся мне? Он был одинок в те годы, устал от невзгод, ему хотелось искренности, чистоты отношений, хотелось вырваться из круга – и все же не только это….Это даже не дружба льва с собачкой, точнее – льва со щенком. Может, он любил во мне себя, прибежавшего школьником к Скрябину?.... «Художник, говорил он, – по сути своей оптимистичен. Оптимистична сущность творчества».
Уже тяжело больной Борис Леонидович написал поэту: «Я – в больнице. Слишком часто стали повторяться эти жестокие заболевания. Нынешнее совпало с Вашим вступлением в литературу, внезапным, стремительным, бурным. Я страшно рад, что до него дожил. Я всегда любил Вашу манеру видеть, думать, выражать себя, но я не ждал, что ей удастся быть услышанной и признанной так скоро».
Вознесенский пережил своего учителя и наставника на 50 лет и два дня. Два раза в год – в день рождения Б. Пастернака 6 февраля и в день его смерти 30 мая – он непременно навещал дачу автора «Доктора Живаго».
Андрей Андреевич Вознесенский родился в Москве 12 мая 1933 г.
Его отец – Андрей Николаевич Вознесенский (1903-1974), участник строительства крупнейших гидроэлектростанций – Братской, Ингурской. Прапрадед Андрея Андреевича, Андрей Полисадов был архимандритом, настоятелем Благовещенского Муромского собора на Посаде.
Мать – Антонина Сергеевна Вознесенская, урожденная Пастушихина (1905-1983) – из Владимирской области. Здесь, в Киржаче, провел часть своего детства и будущий поэт. Во время войны Андрей вместе с мамой были эвакуированы из Москвы и жили в зауральском городе Кургане.

Из стихотворения «Мать»

….Любит Блока и Сирина, режет рюмкой пельмени.
Есть другие россии. Но мне эта милее.
Что наивно просила, насмотревшись по телику:
«Чтоб тебя не убили, сын, не езди в Америку...»
Назовите по имени веру женскую,
независимую пустынницу —
Антонину Сергеевну Вознесенскую,
урожденную Пастушихину.
(Избранная лирика. Минск, «БелАДИ», 1996)
В 1957 г. Андрей Вознесенский окончил Московский архитектурный институт и получил специальность архитектора. Но его жизнь уже полностью принадлежала литературному творчеству.

Из стихотворения «Пожар в Архитектурном!»

…«Пожар в Архитектурном!
По залам, чертежам,
Амнистией по тюрьмам –
пожар! пожар!

По сонному фасаду
бесстыже, озорно,
гориллой
краснозадою
взвивается окно!

А мы уже дипломники,
нам защищать пора.
Трещат в шкафу под пломбами
мои выговора!

Прощай, пора окраин!
Жизнь – смена пепелищ.
Мы все перегораем.
Живешь – горишь.

Все выгорело начисто.
Милиции полно.
Все – кончено!
Все – начато!
Айда в кино!
(1958)
Первые стихи поэта, сразу отразившие его своеобразный стиль, были опубликованы в 1958 г. в «Литературной газете». Первый сборник Вознесенского — «Мозаика» — был издан во Владимире в 1960 г. Редактора Капитолину Афанасьеву сняли с работы, а тираж хотели, что называется «пустить под нож». Второй сборник — «Парабола» — вышел в Москве в том же году и сразу стал библиографической редкостью. Одно из лучших стихотворений этого периода — «Гойя», нестандартно отразившее трагедию Великой Отечественной войны, — было обвинено в формализме.
А. Вознесенский никогда не вписывался в официальную советскую литературу – критики разносили его сборники в пух и прах. В марте 1963 г. на состоявшейся встрече руководства КПСС с представителями творческой интеллигенции в Кремле, где должен был выступать Вознесенский, разразился грандиозный скандал. Поэт начал свою речь так: «Как и мой любимый поэт, мой учитель Владимир Маяковский, я не член Коммунистической партии. Но и как…». «В таком случае убирайтесь вон, господин Вознесенский, к своим хозяевам, – перебил его Первый секретарь ЦК КПСС и Председатель Совета Министров СССР Н. С. Хрущёв. «Я прикажу Шелепину, и он подпишет вам заграничный паспорт! Вы думаете, что будет оттепель? Оттепель закончилась, начались заморозки» — кричал он под одобрительные аплодисменты большей части зала. Поэт А. Вознесенский держался мужественно, лишь повторял: «Дайте мне договорить, дайте мне договорить…».
По стране началась кампания проработок и разоблачений. Вознесенский решил на всякий случай не появляться в Москве, скитаясь по стране, где всегда находились его почитатели.
Для А. Вознесенского событие, случившееся в Кремле и последующая опала, стали началом нового этапа, когда он решал, казалось бы, несовместимые задачи: оставаясь в несвободной стране, сохранить дар и свободу выхода к широкой читательской аудитории, не поступаясь своим мировоззрением. Эти задачи он реализовал чисто художественными средствами, показав, что цензура бессильна против поэзии. Несмотря на временные трудности, его стихи продолжали издаваться большими тиражами и быстро раскупались читателями.
1960-е годы – это было время оттепели, время надежд на перемены, когда поэтические вечера проходили на спортивных стадионах, в Большой аудитории Политехнического музея и собирали огромное количество читателей-слушателей. Поэты – Е. Евтушенко, Р. Рождественский, Б. Ахмадулина – становились кумирами миллионов. И одним из любимых среди них был Андрей Вознесенский. Его сборники моментально исчезали с прилавков, каждое новое стихотворение становилось событием.

Из стихотворения «Прощание с Политехническим»
Большой аудитории посвящаю

…В Политехнический!
В Политехнический!
По снегу фары шипят яичницей.
Милиционеры свистят панически.
Кому там хнычется?!
В Политехнический!

…Политехнический –
моя Россия! –
ты очень бережен и добр, как Бог,
лишь Маяковского не уберёг…
Поэты падают,
дают финты
меж сплетен, патоки
и суеты,
но где б я ни был – в земле, на Ганге, –
ко мне прислушивается
магически
гудящей
раковиною
гиганта
ухо
Политехнического!
(1962)

Перу Андрея Вознесенского принадлежат два десятка сборников прозы и стихов, в том числе «Треугольная груша» (1962), «Антимиры» (1964), «Ахиллесово сердце» (1966), «Взгляд» (1972), «Дубовый лист виолончельный» (1975), «Витражных дел мастер» (1976), «Соблазн» (1978), «Безотчетное» (1981), поэмы «Авось!» (1975), «Вечное мясо» (1977), «Андрей Полисадов »(1979), цикл «Мемориал Микеланджело» (1975), «Избранная лирика» (1979), «Безотчетное» (1981), «Прорабы духа» (1984), «Ров» (1986), «Аксиома Самоиска» (1990), «Видеомы» (1992), «Casino «Россия»» (1997), «На виртуальном ветру» (1998), «Страдивари сострадания» (1999), а также «Девочка с персингом», «Жуткий кризис «Суперстар»». В 1979 г. он принял участие в выпуске неофициального альманаха «Метрополь».
В 1983 г. вышло собрание сочинений Вознесенского в 3-х томах.
В 1980-е годы А. Вознесенский начинает экспериментировать в области звукозаписи стиха, найдя применение своей «академической» специальности, совмещая стихи с рисунками, фотографиями, шрифтовыми композициями – появляются «видеомы». А. Вознесенский, всегда стремившийся к синтезу искусств, соединил чтение стихов с музыкой и демонстрацией видиом. Выставки видиом с успехом прошли в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве, в Париже, Нью-Йорке, Берлине. К началу 1990-х годов видеомы занимают ведущее место в поэзии Вознесенского. Большую популярность обрела видеома «Как найти в Москве СКВ?», раскрывающая время безудержной инфляции и реформ. А в 1993 г. в журнале «Дружба народов» был опубликован безразмерный молитвенный сонет «Россия воскресе».
В 1995 г. был выпущен новый поэтический альбом «Книга гаданий», продолжающий традиции древнекитайской книги гаданий «Ицзин».
Авторские вечера А. Вознесенского проходили во многих городах планеты. Его стихи переводил Роберт Кеннеди, он дружил с поэтом-битником Алленом Гинзбергом, был другом семьи Артура Миллера, а его встреча с Мерилин Монро позднее запечатлелась в строках: «Я Мерилин Мерилин /Я героиня /Самоубийства и героина». Он был в хороших отношениях с Жаклин Кеннеди. Любили общаться с Вознесенским Рональд Рейган и Марк Шагал. Он дружил с Пьером Карденом, был собеседником Сартра, Хайдеггера, Пикассо.
Андрей Вознесенский – автор эссе и статей по вопросам литературы и искусства. Много и плодотворно занимался переводами, активно участвовал в организации авторских вечеров молодых поэтов.
Начало творческого сотрудничества поэта с Театром на Таганке состоялось в 1964 г. Цикл стихов Вознесенского «Антимиры» был поставлен театром в виде сцен и песен, где впервые на сцену с гитарой вышел Владимир Высоцкий.
В Театре на Таганке был поставлен и экспериментальный спектакль «Берегите Ваши лица» по пьесе А. Вознесенского (1970). В нем был применен принцип открытой режиссуры. Спектакль был очень фрагментарен, без сюжета. В начале спектакля Ю. Любимов обращался к публике и говорил, что она пришла вовсе не на спектакль в строгом значении этого слова, а на открытую репетицию.
В 1970 г. Вознесенский закончил поэму «Авось», легшую в основу популярной рок-оперы «Юнона» и «Авось» на музыку А. Л. Рыбникова в постановке театра им. Ленинского комсомола в Москве (1981). В основу рок-оперы была положена романтическая история любви русского путешественника и дочери губернатора Аляски в XVIII веке.

Из «Юноны» и «Авось»
Сага

Ты меня на рассвете разбудишь,
Проводить необутая выйдешь.
Ты меня никогда не забудешь,
Ты меня никогда не увидишь.

Не мигая, слезятся от ветра
Безнадежные карие вишни.
Возвращаться плохая примета,
Я тебя никогда не увижу…
(1977)
Поставил знаменитый музыкальный спектакль «Юнона» и «Авось» режиссер Марк Захаров, позднее он говорил, что «Андрей Вознесенский прославил свою страну, свою культуру и свой язык. Он умел со словами обращаться как-то по-своему, как никто другой – свинчивал, взбивал, колдовал каким-то волшебным образом. Слова становились то угловатыми, то обжигающими, то ласковыми, несли то надежду, то отрицание…..Он сочинил такие стихи, которые вознесли его на высокую орбиту. Он прошел через опалу, через непонимание, через гонения, через все сложности, которые положено пройти настоящему русскому поэту, и поднялся к высотам поэтического мышления».
На стихи поэта А. Вознесенского были написаны многие очень популярные эстрадные песни, в том числе «Миллион алых роз» и «Песня на «бис», музыка к которым была написана Раймондом Паулсом, «Начни сначала» на музыку Евгения Мартынова, «Плачет девочка в автомате» на музыку Евгения Осина, «Новые московские сиртаки» (музыка Олега Нестерова), «Верни мне музыку», «Барабан», а также много романсов на музыку Микаэла Таривердиева и др..
А. А. Вознесенский был вице-президентом Русского Пен-центра, его усилиями и инициативой был создан музей Бориса Пастернака в Переделкино. Он был избран академиком и почетным членом десяти академий мира, в том числе Российской академии образования, Американской академии Литературы и искусства, Баварской академии искусств, Парижской академии братьев Гонкур, Европейской академии поэзии и других.
Андрей Вознесенский – лауреат Государственной премии СССР (1978, за сборник «Витражных дел мастер»), дважды удостаивался американских премий. На Парижском фестивале «Триумф» (1996) газета «Нувель Обсерватер» назвала А. А. Вознесенского «самым великим поэтом современности».
Вознесенский – автор архитектурной части монумента «Дружба навеки» в честь двухсотлетия присоединения Грузии к России на Тишинской площади в Москве. Скульптурную часть памятника выполнил З. Церетели.
В личной жизни Андрея Вознесенского не было разводов, драматических разъездов, разделов имущества. 46 лет он прожил с одной-единственной женой: Зоей Богуславской. Она – известный кино и театральный критик, писательница и драматург, инициатор и координатор премии «Триумф». З. Богуславская была для поэта музой и самым близким человеком. Они всегда существовали вместе и по отдельности. Что называется, «за спиной любого гения стоит не менее великая женщина».

Жизнь

Благодарю за жизнь обзора,
За Озу*, и в конце —
За вертикальные озера на ненакрашенном лице.
(2007)

*Оза – Зоя.

Обстоятельства при которых они встретились были нелёгкими. Она была старше, состояла в благополучном браке, воспитывала сына. А. Вознесенский не просто преследовал её, он следовал за ней неотступно.
В предисловии к книге стихов А. Вознесенского «Ты меня никогда не забудешь…» (2012) З. Богуславская написала: «Это было время великих дружб, когда компании сплачивались вокруг тех, кого обижали и били. Казалось, что воздух свободы разрушил все стереотипы, не станет принуждения, стилистической и идеологической цензуры, появится вольность думать, говорить, одеваться по-своему, любить рок-н-ролл и твист, возражать насилию чиновника….
По существу, мы не расставались…..
В Болгарии ранним утром под окнами моей комнаты внезапно слышу крик: «Ну что ты спишь так долго! Соня! Нас ждут гости, скорее!» Чертыхаясь, проклиная всех гостей, я наскоро одеваюсь, выбегаю под его вопль: «Они же не могут ждать. Как ты не понимаешь!» Вижу: за оградой, запряженный ослик переминается с ноги на ногу. Повозка увешена бубенцами и немыслимой красоты гирляндами цветов. Еще минута — и мы несемся, затаив дыхание…».
Вообще, личная жизнь Андрея Вознесенского всегда была скрыта от посторонних глаз. Хотя сам он утверждал: «Я никогда ни от кого не прятался. Ищите всё в моих стихах».
Писатель и публицист Дмитрий Быков утверждает, что личность Вознесенского имела не меньшее значение, чем его стихи: поэт прожил удивительно чистую и цельную жизнь, что в наш век можно считать чудом. «Я не могу вспомнить в его поколении человека, которому настолько нечего поставить в вину. Даже на трибуне, когда на него орал Хрущев, он умудрялся разговаривать исключительно достойно, хотя на глазах у всего мира происходила фактически историческая расправа над ним. Это касается и его поведения в 80-е, в 90-е, когда гораздо труднее было сохранить какие-то нравственные ориентиры, потому что они вообще были утрачены. А его нравственный компас по-прежнему оставался безупречен».
Умер А. Вознесенский 1 июня 2010 г. у себя дома, в Москве в Переделкине по соседству с дачей-музеем Бориса Пастернака. Знаменитого поэта похоронили на Новодевичьем кладбище в семейно-родовом склепе, где сейчас четыре могилы. Кроме него, там покоятся отец Андрея Андреевича, мать и бабушка по материнской линии.

Нет у поэтов отчества

Нет у поэтов отчества.
Творчество – это отрочество.

Ходит он – синеокий,
гусельки на весу,
очи его – как окуни
или окно в весну.

Он неожидан, как фишка.
Ветренен, точно март…
Нет у поэта финиша.
Творчество – это старт.
(1957)

ЛИТЕРАТУРА

84(2Рос=Рус)6; В64
Взгляд [Шрифт Брайля] : стихи и поэмы / А. А. Вознесенский. — М. : Просвещение, 1974. — 1 кн. — Перепеч.: М. : Совет. писатель, 1972.
Содерж. циклов: С ума бы не сойти ; Скрытая камера ; Ау, Ванкувер! ; Дубовый лист виолончельный. Поэмы: «Авось!» ; Лед 69.
МХР : АБ

84(2Рос=Рус)6; В64.
На виртуальном ветру [Звукозапись] / А. А. Вознесенский ; читает Т. Телегина. Бойня номер пять, или Крестовый поход детей ; Дай Вам бог здоровья, мистер Розуотер, или Не мечите бисера перед свиньями ; Завтрак для чемпионов, или Прощай черный понедельник ; Колыбель для кошки ; Рассказы разных лет ; Сирены Титана : романы : пер. с англ. / К. Воннегут ; читает В. Герасимов. Я, конечно, вернусь... : стихи и песни : воспоминания / В. С. Высоцкий ; читает В. Герасимов. Собор : роман : пер. с укр. / О. Гончар ; читает С. Кирсанов. — М. : Логосвос, 2012. — 1 фк. (87 ч 35 мин). — Запись с ориг, ИПТК «Логосвос», 2012.
МХР: АБ

84(2Рос=Рус)6; В64.
На виртуальном ветру [Звукозапись] / А. А. Вознесенский ; читает Т. Телегина. — М. : Логосвос, 2007. — 1 фжд. (18 ч 39 мин). — С изд.: М. : Вагриус, 2006.
МХР : АБ

84(2Рос=Рус)6; В64.
Стихотворения и поэмы [Шрифт Брайля] / А. Вознесенский. — М. : Репро, 2009. — 2 кн. — Перепеч.: М. : Профиздат, 2001. — (Поэзия ХХ века).
В книгу А. А. Вознесенского (1933-2010) вошли стихотворения и поэмы : Ave rave ; Чат молчания ; Девочка с пирсингом ; Оза ; Беременный бас и др.
МХР : АБ+ НА+ ПФ

85.97-40; Р93.
«Юнона» и «Авось» [Звукозапись] : опера / А. Рыбников, либретто А. Вознесенского. — М. : РГБС, 2003. — электрон. опт. Диск (CD-ROM) (1 ч 10 мин). — Сист. требования: IBM PC (или совместимый) ; CD-ROM — дисковод ; операционная система DOS, Windows (3х, 95, NT) ; OS/2 или выше ; муз. центр или CD-player. — Запись с грп.
МХР : ИСК

85.943; Р69
Я тебя никогда не забуду [Звукозапись] : vol. 1-2. — М. : МЕГАЛАЙНЕР, 2004. — 2 электрон. опт. диска (CD-ROM) (1 ч 34 мин). — Сист. требования: IBM PC (или совместимый) ; CD-ROM — дисковод ; операционная система DOS, Windows (3х, 95, NT) ; OS/2 или выше ; муз. центр или CD-player.
На диске среди прочих авторов есть романс «Я тебя никогда не забуду»: слова А. Вознесенского, музыка А. Рыбникова
МХР : ИСК

Список сокращений

АБ — отдел абонемента
ИСК — отдел искусств
МХР — место хранения
НА — надомный абонемент
ПФ — отдел внестационарного обслуживания


Сост. Жукова В. И.