Шарль Перро


Российская государственная библиотека для слепых
Тифлобиблиографический отдел


ШАРЛЬ ПЕРРО

(1628-1703)

К 385 – летию со дня рождения




Рекомендательный список
воспроизведенных издании



Москва


2013



«Красная Шапочка», «Мальчик с пальчик», «Золушка», «Спящая красавица», «Синяя борода», «Кот в сапогах» – все эти замечательные и любимые многими сказки написал Шарль Перро. Но оказывается не все так просто и есть в этом некоторая загадка, которая не отгадана до сих пор…
Выдающийся поэт, критик, популярный французский писатель Шарль Перро родился 12 января 1628 г. в Париже, в богатой большой семье чиновника. Его отец стремился дать всем своим детям (у него было четверо сыновей и три дочери) хорошее образование. Двое из четверых сыновей стали по-настоящему знаменитыми: старший, Клод Перро, прославился как архитектор, он автор Восточного фасада Лувра. Второй знаменитостью в семье Перро стал самый младший — Шарль.
Шарль Перро учился в университетском колледже Бовэ и одно время работал адвокатом, купив себе лицензию. Спустя некоторое время перешел на службу к своему брату – архитектору Клоду Перро. Он понравился новому министру Жану-Батисту Кольберу, и тот сделал его своим первым секретарем. Кольбер прекрасно знал прихоти и слабости Людовика XIV. Он создал специальное «бюро», которое должно было прославлять своего монарха, а Шарля назначил его председателем. Перро стал заведовать королевским строительством и мастерскими гобеленов. Иногда он сам разрабатывал проекты и придумывал девизы и лозунги для триумфальных арок. Король был доволен, и даже иногда советовался с Шарлем. Перро разбогател, стал членом Французской академии наук. У него появились личные апартаменты в Лувре и Версале, восемь домов в Париже, а также замок Розье.
Шарль Перро был известен и как глава партии «новых» во время нашумевшего спора «древних» и «новых». В XVII веке еще преобладало мнение, что древние писатели, поэты и ученые создали самые совершенные, самые лучшие произведения. «Новые», то есть современники Перро, могли лишь подражать древним. Считалось, что все равно невозможно создать ничего лучшего. Основной противник Перро, поэт Никола Буало, даже написал трактат «Поэтическое искусство», в котором установил «законы», как писать каждое произведение, чтобы все было в точности как у древних писателей. «Почему мы должны подражать древним? — удивлялся Ш. Перро. Разве современные авторы: Корнель, Мольер, Сервантес хуже? Зачем цитировать Аристотеля в каждом ученом сочинении? Разве ниже его Галилей, Паскаль, Коперник? Ведь взгляды Аристотеля давно устарели, он не знал, например, о кровообращении у людей и животных, не знал о движении планет вокруг Солнца. Обо всем этом Перро написал в трактате «Параллели между древними и новыми в вопросах искусства и наук».
В своем труде Ш. Перро утверждал необходимость отказаться от канонов классицизма и вводить в литературу новый, свежий, близкий народу материал. Это вызвало бурю возмущения у тех, кто считал, что авторитет греков и римлян непоколебим. Перро стали обвинять в том, что он критикует древних потому лишь, что сам не читал их, не знает ни греческого, ни латыни.
Чтобы доказать, что его современники ничем не хуже, Перро выпустил огромный том «Знаменитые люди Франции XVII столетия», где собрал более ста биографий знаменитых ученых, поэтов, историков, хирургов, художников. Он хотел, чтобы люди гордились своим временем, своими современниками. Таким образом, Перро ясно и смело сформулировал идею прогресса, выступал против подражательства и издавна сложившегося поклонения античности, утверждая, что современники, «новые», превзошли «древних» в литературе и в науках и что это доказывается литературной историей Франции и недавними научными открытиями.
В 1672 г. 44-летний Шарль женился на 19-летней дочери королевского казначея Мари Гишон. До тех пор он избегал женщин из-за врожденной стыдливости. Но за девушкой давали хорошее приданое, и он соблазнился объединить капиталы. В свою жену Шарль влюбился уже после свадьбы. «Ты — моя волшебная принцесса» — любил он ей говорить.
Время правления Людовика XIV не отличалось изобилием. Нищета и голод гнали людей из городов в деревни, но и там не было спасения. Люди выкапывали из земли мерзлые коренья и траву, чтобы хоть как-то обмануть голод. Доведенные до отчаяния, они легко преступали нормы морали и человечности. Люди нападали на людей и поедали себе подобных. Отсюда и образы людоедов, что так часто фигурируют в сказках Перро. Не только голод, но и болезни массово косили людей. Шарлю Перро довелось пережить три волны чумы. Медицина в то время могла быть опаснее тех болезней, которые способна была излечить. Кровопусканием лечили всё, чем часто наносили еще больший вред, поскольку о стерилизации инструментов еще не было и речи. Поэтому инструмент этот часто служил причиной воспаления раны и даже заражения крови. Жена Шарля Перро – Мари, заразилась оспой. Перро пригласил лучших медиков, которые лечили ее сильным снотворным. И в результате – она умерла во сне (1678). Ей было всего двадцать четыре года. Мари оставила мужу троих сыновей и дочь. Перро тяжело переживал потерю. Он оставил двор, решив посвятить себя детям, и сам занялся их воспитанием и образованием.
В 1694 г. Шарль Перро издал три сказки в стихах: «Гризельда», «Потешные желания» и «Ослиная кожа». Две последние сказки Перро позже пересказал в прозе. В 1696 г. в журнале «Галантный Меркурий» появилась сказка «Спящая красавица» без подписи. А на следующий год в Париже и одновременно в Гааге, столице Голландии, вышла книжка «Сказки Матушки Гусыни или Истории и сказки былых времен с поучениями» (1697), куда входило первоначально 8 сказок. Книга была небольшая, с простенькими картинками. Но успех превзошел все ожидания. Позже Перро добавил еще три стихотворные сказки. Однако Перро не решился опубликовать сказки под своим именем, и на выпущенной им книжке значилось имя его восемнадцатилетнего сына – Пьера де Арманкура-Перро. Ш. Перро опасался, что при всей любви к «сказочным» развлечениям написание сказок будет воспринято как занятие несерьезное, бросающее тень своей легкомысленностью на авторитет серьезного литератора. Именно сын в 1694 г. по совету отца начал записывать народные сказки. В мемуарах, написанных за несколько месяцев до своей смерти, Шарль Перро подробно, с деталями описал все важнейшие дела и даты своей жизни. Упомянуты были и служба у всемогущего министра Кольбера и работа Перро по редактированию первого «Словаря французского языка», и все до единой оды, написанные королю, и переводы итальянских басен Фаерно, и изыскания по сравнению «новых и древних» авторов. Но ни разу Перро даже не обмолвился о феноменальных «Сказках Матушки Гусыни». Сказки Перро в Париже пользовались огромным успехом – лишь одна книжная лавка Клода Барбена продавала до пятидесяти книг в день. Для Франции стал неслыханным факт того, что издателю всего за один год пришлось трижды повторить тираж «Сказок Матушки Гусыни».
Одно время существовала версия, что сказки были действительно написаны младшим сыном Перро – Пьером, а отец, как писатель, лишь литературно оформил и обработал сочинения юноши. Однако сказки-то были народные – возможно, Пьер просто собирал для отца материал. Пьер Перро приподнес юной принцессе Орлеанской, племяннице Людовика XIV, посвященную ей книгу «Сказки Матушки Гусыни или Истории и сказки былых времен с поучениями», получил дворянский титул и вошел в круг близких друзей принцессы. Но всего через шесть месяцев ввязался в уличную драку, в которой применил шпагу и заколол Гийома Коля, сына вдовы столяра, то есть – простолюдина. Проблема была даже не в самом убийстве, а в том, что дворянская шпага была обагрена кровью не дворянина. Это был аморальный проступок для того времени. От королевского двора Пьера мгновенно удалили и посадили в тюрьму. А мать убитого подала иск на крупную сумму, начался судебный процесс. Шарль Перро, человек богатый и известный, пустил в ход все свои связи и потратил немало золота. Ему удалось вызволить сына из тюрьмы и купить ему чин лейтенанта королевских войск, после чего Пьер оказался на фронте, где в 1699 г. погиб. Сослуживцы его говорили позже, что он выказывал безумную храбрость даже там, где она была совершенно не нужна.
Смерть любимого сына стала безжалостным ударом для Шарля Перро. Он умер спустя четыре года, 16 мая 1703 г., в своем замке Розье.
Кончина сказочника окончательно запутала вопрос об авторстве. Даже в 1724 г. «Сказки Матушки Гусыни» печатались с именем Пьера де Арманкура в заглавии. Но общественное мнение все же решило позднее, что автор сказок – Перро-старший, и до сих пор сказки публикуются под его именем.
Споры об авторстве этих сказок ведутся до сих пор.
Сказки Шарль Перро, конечно, выдумал не сам, одни он помнил с детства, другие узнал в течение жизни, ведь когда он начал писать их, ему было уже 65 лет. Но он не просто записывал их, он сам оказался очень хорошим рассказчиком. Для Перро обращение к национальному фольклору не было случайностью. Как настоящий сказочник, он сделал сказки очень современными. Если надо узнать, какая мода была в 1697 г. — можно прочесть сказку «Золушка»: сестры, собираясь на бал, одеваются по самой последней моде. А дворец, в котором заснула Спящая красавица, по описанию очень похож на Версаль. Все люди в сказках говорят так, как говорили бы и в жизни: дровосек и его жена, родители в сказке «Мальчик-с-пальчик» говорят, как простые люди, а принцессы, как и подобает принцессам. Спящая красавица восклицает, увидев разбудившего ее принца: «Ах, это вы, принц? Вы заставили себя ждать!». Сказки Шарля Перро волшебные и реалистические одновременно. И герои их действуют, как вполне живые люди. Кот в сапогах — настоящий ловкий парень из народа, который благодаря собственной хитрости и находчивости, не только устраивает судьбу своего хозяина, но и сам становится «важной особой». «Он больше не ловит мышей, разве только иногда, для развлечения». Мальчик-с-пальчик, тоже вполне практично, не забывает в последний момент вытащить у Людоеда из кармана мешок с золотом, и так спасает от голодной смерти своих братьев и родителей.
Шарль Перро рассказывает сказки очень увлекательно: от сказки, от любой, будь то «Золушка», «Спящая красавица» или «Красная Шапочка», невозможно оторваться, пока не дочитаешь или не дослушаешь до самого конца. Действие развивается стремительно, все время хочется узнать — что же будет дальше?
Вот Синяя Борода требует жену на расправу, несчастная женщина кричит сестре: «Анна, сестра моя Анна, ты ничего не видишь?» Жестокий мстительный муж уже схватил ее за волосы, занес над ней свою страшную саблю. «Ах, — восклицает сестра. — Это наши братья. Я подаю им знак, чтобы они торопились!» Скорее, скорее, — волнуемся мы. В самый последний момент все кончается хорошо. И так каждая сказка, ни одна из них не оставляет читателя равнодушным. В том, наверно, и заключается секрет удивительных сказок Перро. После того как они появились, стали выходить многочисленные подражания, их писали все, даже светские дамы, но ни одна из этих книг не дожила до наших дней. А «Сказки Матушки Гусыни» живут, они переведены на все языки мира, известны в каждом уголке земли.
На русском языке сказки Шарля Перро впервые вышли в Москве в 1768 г. под названием «Сказки о волшебницах с нравоучениями», причем озаглавлены они были вот так: «Сказка о девочке с красненькой шапочкой», «Сказка о некотором человеке с синей бородой», «Сказка о батюшке котике в шпорах и сапогах», «Сказка о спящей в лесу красавице» и так далее. Потом появились новые переводы, выходили они в 1805 и 1825 гг. Русские дети, также как и их сверстники в других странах, узнали о приключениях Мальчика-с-пальчик, Золушки и Кота в сапогах. И сейчас нет в нашей стране человека, который не слышал бы о Красной Шапочке или о Спящей красавице. Наверное, прославленный в свое время поэт, академик, и подумать не мог, что его имя обессмертят не длинные поэмы, торжественные оды и ученые трактаты, а тоненькая книжка сказок. Все забудется, а она останется жить в веках.
В основе сказок Перро – известные фольклорные сюжеты, которые он изложил с присущим ему талантом и юмором, опустив некоторые детали и добавив новые, «облагородив» язык. Больше всего эти сказки подходили детям. И именно Перро можно считать родоначальником детской мировой литературы и литературной педагогики.
По сути, «Сказки Матушки Гусыни..» стали первой в мире книгой, написанной для детей. До этого книг для детей никто специально не писал. Зато потом детские книги пошли лавиной. Из шедевра Перро родился сам феномен детской литературы!


ЛИТЕРАТУРА:

Д; П27.
Коллекция сказок [Электронный ресурс] : аудиоспектакли / Ш. Перро ; исполняют: Л. Дуров, Д. Назаров. — М. : 1С-Паблишинг, 2009. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : (4 ч 40 мин). — Формат MP3. — Загл. с этикетки диска. — Источник записи не указан.
МХР: АБ+ ПФ


Д; П27.
Кот в сапогах [Шрифт Брайля] : пер. с фр. / Шарль Перро ; Рос. гос. б-ка для слепых. — М., 2003. — 1 кн. — (Маленьким читателям). — Пеpепеч.: М. : Омега, 2002.
МХР: АБ+ ПФ


Д; П27.
Сказки [Звукозапись] : [пер. с фр.] / Ш. Перро ; читает Н. Михеева. — М. : ЛИНКО, 2006. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : (3 ч 33 мин). — Формат MP3. — Загл. с этикетки диска. — Источник записи не указан.
МХР: АБ+ ПФ


Д; П27.
Сказки [Шрифт Брайля] : [пер. с фр.] / Ш. Перро. — М. : Репро, 2011. — 1 кн. — Перепеч.: М. : ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2005.
МХР: АБ+ ПФ


84(4Фра)д; П27.
Сказки Матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями [Звукозапись] : пер. с фр. / Ш. Перро ; читает В. Герасимов. — М. : ИПТК «Логос» ВОС, 2006. — 2 мфк. (4 ч 51 мин) : 2,38 см/с, 4 дор. — С изд.: М. : Худож. лит., 1981.
МХР: АБ+ ПФ+ НА


Д; С74.
Спящая красавица и другие сказки [Звукозапись] : [пер. с фр.] / Ш. Перро ; читают: К. Румянова, С. Юрский. — М. : Изори, 2006. — 1 мфк. (55 мин) : 4,76 см/с, 2 дор. — С изд.: М. : Два жирафа, 1998.
МХР: АБ+ ПФ

Список сокращений

АБ — отдел абонемента
МХР — место хранения
НА — отдел надомного абонемента
ПФ — отдел внестационарного обслуживания

___________________________________________
Сост. Жукова В. И.